На площадке Общероссийского народного фронта прошел круглый стол рабочей группы «Качество повседневной жизни» по рассмотрению законопроекта «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». В ходе мероприятия обсуждались причины замедления принятия документа в Госдуме, плюсы и минусы ГИС ЖКХ, а также были обнародованы результаты проведенного в пяти субъектах РФ эксперимента.
Напомним, что главная идея законопроекта состоит в создании информационной системы, с помощью которой жильцы при участии управляющих компаний (УК) и органов власти могут в режиме онлайн отслеживать платежи, тарифы, социальные нормы, выделенные деньги на капремонт и многое другое. Это технология так называемого «умного дома», когда простые люди при помощи интернет-технологий могут контролировать не только свои расходы, но и работу специализированных служб, оставляя претензии и комментарии к выполненной или невыполненной услуге. Согласно законопроекту, вся необходимая информация из разных источников и служб стекается на портал госуслуг, в частности в «личный кабинет» пользователя, где каждый может ее просмотреть и оплатить задолженность не выходя из дома.
В мероприятии приняли участие представители Центрального штаба ОНФ: руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев, заместитель руководителя Исполкома Народного фронта Ольга Савастьянова, представитель регионального штаба ОНФ в Брянской области, председатель общественного движения по защите прав собственников помещений «Наш дом» Светлана Калинина, руководитель дирекции ЖКХ аналитического центра при правительстве РФ Мария Шилина, замглавы Минстроя России Андрей Чибис и другие.
Открывая работу круглого стола, Валерий Фадеев отметил, что законопроект «О государственной информационной системе ЖКХ» прошел первое чтение, после чего процесс его принятия остановился. Он подчеркнул, что задача ОНФ в данной ситуации — начать активную дискуссию и подтолкнуть законопроект ко второму чтению.
Во время своего выступления Мария Шилина представила доклад, в котором заявила о необходимости создания баланса между группами власти, общества и бизнеса для прозрачности новой системы ЖКХ. В качестве решения этой задачи она предложила выполнить задачу создания рыночной инфраструктуры по сбору данных от поставщиков информации с понятными правилами работы, разработать единые функциональные требования к ГИС ЖКХ, предусмотреть в новом законе стимулы раскрытия информации для компаний сферы жилищно-коммунального хозяйства, провести тестирование системы с участием общества на всех уровнях. Подводя итоги, Шилина заключила, что законопроект необходимо дополнить ко второму чтению.
Андрей Чибис, комментируя выступление Марии Шилиной, отметил, что относится к ситуации не так критично, и призвал максимально быстро принять данный законопроект. Кроме того, он предложил экспертам из Народного фронта подключиться к обсуждению разработанной Ростелекомом электронной системы ЖКХ, чтобы определить, действительно ли она является нерабочей или же эту наработку можно внедрять.
Представитель Минкомсвязи России Василий Горбунов в свою очередь заявил, что ведомство рассмотрело на российском рынке 10 существующих систем мониторинга и контроля предоставления услуг ЖКХ и пришло к выводу, что использовать готовую систему для реализации в рамках всей страны невозможно: «Поэтому мы сами ее пишем, но делаем это достаточно быстро. К августу уже можно будет ее посмотреть».
Директор ЖКХ «Удмуртия», представитель «Деловой России» Ирина Пономарева рассказала о том, что в 2012 году Ростелеком предложил в Удмуртской Республике свой проект, на что согласилась ее управляющая компания. Однако оказалось, что в регионе система не сработала. Но проблема, как отметила Пономарева, заключается в местных управляющих компаниях, которые саботировали работу Ростелекома.
Резюмируя все выступления, Валерий Фадеев отметил, что вопросов по законопроекту больше, чем ответов: «Не очень понятно, кто за это будет платить, сколько это стоит и насколько это будет удобно всем. Как быть с представителями старшего поколения и жителями сельских районов? Сегодня картина такая, что для энергичного городского жителя с нормальным доходом всё это, наверное, полезно. Но мы должны думать не только о части населения. Есть также противоречия между представителями бизнеса и ведомств. Должны ли будут организации бизнеса платить за информацию, находящуюся внутри системы ГИС ЖКХ? Пока предполагается, что должны будут платить, а ведь это те самые организации, которые обслуживают граждан, и в таком случае они переложат свои затраты на население. И возникает целый ряд подобных содержательных вопросов, в которых мы будем разбираться, и думаю, что к осенней сессии Госдумы, когда законопроект наверняка пойдет во втором чтении, Народный фронт должен иметь ответы на эти вопросы».